Историю пишем вместе
Старова Лидия Николаевна, учитель биологии средней школы № 39 (выпускница средней школы № 39 1959 года)
Мы все учились понемногу
Хочу рассказать о том, какой была наша школа 60 лет назад.
Старое здание школы было построено ещё до Великой Отечественной войны. Школа тогда не имела номера и называлась сельская Иваньковская школа Ярославского района. Она была расположена на окраине красивого села Иваньково. Место живописное: вдоль берега Волги росла березовая роща, около школы находился большой сад. Из окон открывался вид на Толгский монастырь. Здание школы было одноэтажное, деревянное, ничем не привлекательное с виду, но очень уютное внутри. Классные комнаты небольшие с тремя рядами парт, окрашенных в черный цвет. Такого же цвета была доска и учительский стол. В каждом классе была печь. Ночью сторож топил все печи, чтобы к началу занятий было тепло. Позже печи заменили отоплением от школьной котельной. Двери классов открывались в большой коридор, в конце которого находилась сцена. В праздники все развлекательные мероприятия проходили здесь.
После войны вся территория от автозавода (ЯМЗ) до села Норское стала входить в Сталинский район г.Ярославля. Школа получила свой номер и с января 1947 года стала ярославской семилетней школой №39. Она охватывала много сел и деревень: село Иваньково, поселки "Мостострой", Павловское, Скобыкино, "Парижская коммуна", деревни Брагино, Давыдово, Фрольцево, Суринское, Курилово. Некоторые из них находились от школы на расстоянии 3-5 километров. Транспортной связи со школой не было, и дети добирались до школы пешком. Район был сельский, на его территории располагался колхоз имени Калинина, состоящий из двух бригад с центрами в Иваньково и Брагино. Наш жилой Дзержинский район как раз и расположен на земле этого колхоза. Более половины взрослого населения работало в колхозе, остальные – на ярославских заводах. Семьи были в основном многодетные, родители с утра до вечера находились на работе, а старшие дети воспитывали младших.
Для нас, девчонок и мальчишек послевоенного периода, школа была настоящим храмом науки и культуры. Семья учила нас трудиться, а школа давала знания, приобщала к искусствам, развивала наши способности и интересы. И всегда мы рассчитывали только на себя – родителям некогда было нам помогать и контролировать нашу учебу. Но мы ходили в школу с большим желанием, старались не пропускать уроки.
Я пришла в первый класс в 1949 году. Это было трудное послевоенное время. Не было денег на одежду, поэтому все дети выглядели очень забавно – кто в чем.
Моя первая учительница, Таисия Миновна Шастина, была строгая, требовательная и в то же время добрая. Сколько сил она тратила на то, чтобы научить нас писать, читать, держать карандаш в руке, ведь к школе нас никто не готовил. Первые знаки и буквы писали только простым карандашом, а потом, если хорошо получалось, разрешали писать чернилами. В школу каждый носил в мешочке чернильницу, в которую наливались синие чернила. В сильные морозы чернила замерзали, приходилось их оттаивать. Писали ручкой, в которую вставлялось перо. Перья имели свои названия и номера. В начальной школе разрешалось писать только "Пионером" – это перо, которое писало с особым нажимом. Так вырабатывался красивый почерк, был даже такой предмет – чистописание. В начальной школе ежегодно сдавали экзамены по основным предметам.
Школа была переполнена, учились в две смены, и часть начальных классов находилась в другом здании (это двухэтажное деревянное здание и сейчас стоит на Тутаевском шоссе напротив новой детской больницы).
Очень теплые воспоминания остались об учителях школы. Первым её директором был Максимов Дмитрий Степанович. Он с семье жил в школе, в небольшой комнате, отведенной специально для директора. Его жена, Вера Николаевна, вела у нас ботанику и была главным агрономом школьного ботанического сада.
Арифметику у нас вела самая строгая учительница – Яхонтова Прасковья Валерьяновна. На её уроках мы боялись сделать лишнее движение, а правила учили "на зубок". Она прожила долгую жизнь и умерла в возрасте 90 лет. Её заменила молодая, обаятельная Альбина Андреевна Тяжелова, в которую мы влюбились с первого урока, а она "влюбила" нас в математику.
В шестом классе классным руководителем у нас стала Токарева Ксения Алексеевна, наша добрая мама, душечка. Мы совершенно не ощущали разницы в возрасте, с ней всем было очень хорошо и легко, сразу же пропадал страх перед такой строгой наукой, как физика, которую она преподавала.
А какой стройной красавицей была наша "англичанка" Нина Сергеевна Гурлева! Она пришла в школу сразу после института и сразила всех своим внешним видом и знанием английского языка. Мы, девчонки, старались подражать её манерам, походке и произношению.
На уроках географии мы всегда отправлялись в кругосветное путешествие с Головиным Алексеем Порфирьевичем, который так мог подать материал урока, что мы верили его словам: "Мне, ребята, там тоже довелось побывать". И рассказывал так, будто он был там на самом деле. Всем было интересно.
Моим любимым предметом стал русский язык с того самого момента, когда в наш класс пришла Зоя Васильевна Цветкова. На её уроках я замирала от счастья. Она по-настоящему учила нас грамоте, заставила поверить в свои возможности. Именно она повлияла на выбор моей профессии – профессии учителя.
Наша внеклассная жизнь была интересной и содержательной. Вечера проходили или на школьной сцене или на сцене клуба "Парижская коммуна". Тогда не было телевидения, да и патефоны долго не уступали место более современной музыкальной аппаратуре. Поэтому главными на всех вечерах были духовые оркестры, баян, гармошка. Художественная самодеятельность была на высоте: свои танцоры, певцы, чтецы. И никогда не было скуки.
Умели мои сверстники и работать. Мы не только обрабатывали свой школьный участок, но и колхозу помогали. Недалеко от школы располагался большой фруктовый сад колхоза (сейчас это территория водоканала), где мы выполняли сезонные работы. Трудились и на колхозном току, который находился на месте теперешнего рынка (ул. Пионерская). Вот так мы жили и учились.
Возвращаясь к истории школы, хочу сказать, что на месте нового здания школы № 39 (ул. Урицкого) располагался животноводческий комплекс, который состоял из конюшни, большого коровника, птичника, телятника и свинарника. На конюшне жил козел Яшка, любимчик детей и гроза для взрослых, очень любил табак и совсем не любил, когда его дразнили. В таких случаях в ход пускал свои огромные причудливо извитые рога.
С 1956 года школа стала десятилетней. Мы были вторым выпуском средней школы № 39 в 1959 году.
В 1957 году начал меняться облик района. Тутаевское шоссе из булыжной мостовой, по которой ходили маленькие автобусы и огромные фургоны с "медведем", превратилось в асфальтовое полотно. Началось наступление города, которому стало тесно в старых границах. Тогда же в 1957 году, недалеко от Тутаевского шоссе был возведен поселок из одно- и двухэтажных щитовых домов, а в 1959 году был заложен фундамент первого четырехэтажного дома – это дом рядом с магазином "Магнит" (бывший "Север"). Появилась первая в Брагино торговая лавка. До этого времени ближайший магазин находился в поселке Павловское на территории дома отдыха им. Воровского. Дома росли, как грибы, создавались микрорайоны, в которых строились новые школы…
В 1959 году я поступила в ЯГПИ им. К.Д. Ушинского. После окончания института два года работала в республике Гана. Когда вернулась домой, устроилась на работу в школу № 72. В то время на первом этаже этого здания учились дети из школы № 39, которая строилась на улице Урицкого. С 1968 по 1971 гг. мне снова довелось работать в Африке. А когда я вернулась в Ярославль, судьба преподнесла мне новый подарок – меня взяли на работу в школу № 39, и до самой пенсии я не изменила ей и нашему прекрасному славному коллективу учителей.
Итак, вся моя жизнь связана с 39-ой школой. Её закончили мои сестры, братья, племянники – Сережа и Саша Лукичевы, а в 1989 году (через 30 лет после моего выпуска) школу закончил мой сын – Миша Старов.
Низкий поклон тебе, родная школа, и огромное спасибо всем тем, кто учил нас, кто помогал нам в трудные минуты, с кем я работала в течение 23 лет.
Старое здание школы было построено ещё до Великой Отечественной войны. Школа тогда не имела номера и называлась сельская Иваньковская школа Ярославского района. Она была расположена на окраине красивого села Иваньково. Место живописное: вдоль берега Волги росла березовая роща, около школы находился большой сад. Из окон открывался вид на Толгский монастырь. Здание школы было одноэтажное, деревянное, ничем не привлекательное с виду, но очень уютное внутри. Классные комнаты небольшие с тремя рядами парт, окрашенных в черный цвет. Такого же цвета была доска и учительский стол. В каждом классе была печь. Ночью сторож топил все печи, чтобы к началу занятий было тепло. Позже печи заменили отоплением от школьной котельной. Двери классов открывались в большой коридор, в конце которого находилась сцена. В праздники все развлекательные мероприятия проходили здесь.
После войны вся территория от автозавода (ЯМЗ) до села Норское стала входить в Сталинский район г.Ярославля. Школа получила свой номер и с января 1947 года стала ярославской семилетней школой №39. Она охватывала много сел и деревень: село Иваньково, поселки "Мостострой", Павловское, Скобыкино, "Парижская коммуна", деревни Брагино, Давыдово, Фрольцево, Суринское, Курилово. Некоторые из них находились от школы на расстоянии 3-5 километров. Транспортной связи со школой не было, и дети добирались до школы пешком. Район был сельский, на его территории располагался колхоз имени Калинина, состоящий из двух бригад с центрами в Иваньково и Брагино. Наш жилой Дзержинский район как раз и расположен на земле этого колхоза. Более половины взрослого населения работало в колхозе, остальные – на ярославских заводах. Семьи были в основном многодетные, родители с утра до вечера находились на работе, а старшие дети воспитывали младших.
Для нас, девчонок и мальчишек послевоенного периода, школа была настоящим храмом науки и культуры. Семья учила нас трудиться, а школа давала знания, приобщала к искусствам, развивала наши способности и интересы. И всегда мы рассчитывали только на себя – родителям некогда было нам помогать и контролировать нашу учебу. Но мы ходили в школу с большим желанием, старались не пропускать уроки.
Я пришла в первый класс в 1949 году. Это было трудное послевоенное время. Не было денег на одежду, поэтому все дети выглядели очень забавно – кто в чем.
Моя первая учительница, Таисия Миновна Шастина, была строгая, требовательная и в то же время добрая. Сколько сил она тратила на то, чтобы научить нас писать, читать, держать карандаш в руке, ведь к школе нас никто не готовил. Первые знаки и буквы писали только простым карандашом, а потом, если хорошо получалось, разрешали писать чернилами. В школу каждый носил в мешочке чернильницу, в которую наливались синие чернила. В сильные морозы чернила замерзали, приходилось их оттаивать. Писали ручкой, в которую вставлялось перо. Перья имели свои названия и номера. В начальной школе разрешалось писать только "Пионером" – это перо, которое писало с особым нажимом. Так вырабатывался красивый почерк, был даже такой предмет – чистописание. В начальной школе ежегодно сдавали экзамены по основным предметам.
Школа была переполнена, учились в две смены, и часть начальных классов находилась в другом здании (это двухэтажное деревянное здание и сейчас стоит на Тутаевском шоссе напротив новой детской больницы).
Очень теплые воспоминания остались об учителях школы. Первым её директором был Максимов Дмитрий Степанович. Он с семье жил в школе, в небольшой комнате, отведенной специально для директора. Его жена, Вера Николаевна, вела у нас ботанику и была главным агрономом школьного ботанического сада.
Арифметику у нас вела самая строгая учительница – Яхонтова Прасковья Валерьяновна. На её уроках мы боялись сделать лишнее движение, а правила учили "на зубок". Она прожила долгую жизнь и умерла в возрасте 90 лет. Её заменила молодая, обаятельная Альбина Андреевна Тяжелова, в которую мы влюбились с первого урока, а она "влюбила" нас в математику.
В шестом классе классным руководителем у нас стала Токарева Ксения Алексеевна, наша добрая мама, душечка. Мы совершенно не ощущали разницы в возрасте, с ней всем было очень хорошо и легко, сразу же пропадал страх перед такой строгой наукой, как физика, которую она преподавала.
А какой стройной красавицей была наша "англичанка" Нина Сергеевна Гурлева! Она пришла в школу сразу после института и сразила всех своим внешним видом и знанием английского языка. Мы, девчонки, старались подражать её манерам, походке и произношению.
На уроках географии мы всегда отправлялись в кругосветное путешествие с Головиным Алексеем Порфирьевичем, который так мог подать материал урока, что мы верили его словам: "Мне, ребята, там тоже довелось побывать". И рассказывал так, будто он был там на самом деле. Всем было интересно.
Моим любимым предметом стал русский язык с того самого момента, когда в наш класс пришла Зоя Васильевна Цветкова. На её уроках я замирала от счастья. Она по-настоящему учила нас грамоте, заставила поверить в свои возможности. Именно она повлияла на выбор моей профессии – профессии учителя.
Наша внеклассная жизнь была интересной и содержательной. Вечера проходили или на школьной сцене или на сцене клуба "Парижская коммуна". Тогда не было телевидения, да и патефоны долго не уступали место более современной музыкальной аппаратуре. Поэтому главными на всех вечерах были духовые оркестры, баян, гармошка. Художественная самодеятельность была на высоте: свои танцоры, певцы, чтецы. И никогда не было скуки.
Умели мои сверстники и работать. Мы не только обрабатывали свой школьный участок, но и колхозу помогали. Недалеко от школы располагался большой фруктовый сад колхоза (сейчас это территория водоканала), где мы выполняли сезонные работы. Трудились и на колхозном току, который находился на месте теперешнего рынка (ул. Пионерская). Вот так мы жили и учились.
Возвращаясь к истории школы, хочу сказать, что на месте нового здания школы № 39 (ул. Урицкого) располагался животноводческий комплекс, который состоял из конюшни, большого коровника, птичника, телятника и свинарника. На конюшне жил козел Яшка, любимчик детей и гроза для взрослых, очень любил табак и совсем не любил, когда его дразнили. В таких случаях в ход пускал свои огромные причудливо извитые рога.
С 1956 года школа стала десятилетней. Мы были вторым выпуском средней школы № 39 в 1959 году.
В 1957 году начал меняться облик района. Тутаевское шоссе из булыжной мостовой, по которой ходили маленькие автобусы и огромные фургоны с "медведем", превратилось в асфальтовое полотно. Началось наступление города, которому стало тесно в старых границах. Тогда же в 1957 году, недалеко от Тутаевского шоссе был возведен поселок из одно- и двухэтажных щитовых домов, а в 1959 году был заложен фундамент первого четырехэтажного дома – это дом рядом с магазином "Магнит" (бывший "Север"). Появилась первая в Брагино торговая лавка. До этого времени ближайший магазин находился в поселке Павловское на территории дома отдыха им. Воровского. Дома росли, как грибы, создавались микрорайоны, в которых строились новые школы…
В 1959 году я поступила в ЯГПИ им. К.Д. Ушинского. После окончания института два года работала в республике Гана. Когда вернулась домой, устроилась на работу в школу № 72. В то время на первом этаже этого здания учились дети из школы № 39, которая строилась на улице Урицкого. С 1968 по 1971 гг. мне снова довелось работать в Африке. А когда я вернулась в Ярославль, судьба преподнесла мне новый подарок – меня взяли на работу в школу № 39, и до самой пенсии я не изменила ей и нашему прекрасному славному коллективу учителей.
Итак, вся моя жизнь связана с 39-ой школой. Её закончили мои сестры, братья, племянники – Сережа и Саша Лукичевы, а в 1989 году (через 30 лет после моего выпуска) школу закончил мой сын – Миша Старов.
Низкий поклон тебе, родная школа, и огромное спасибо всем тем, кто учил нас, кто помогал нам в трудные минуты, с кем я работала в течение 23 лет.
Груздев Михаил Вадимович, первый заместитель директора Департамента образования администрации Ярославской области, доктор педагогических наук, доцент, председатель Ярославского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Всероссийское педагогическое собрание" (закончил с золотой медалью среднюю школу № 39 в 1981 году)
Всему начало здесь…
Хорошо помню слова директора школы Вопилова Виталия Ивановича на нашем выпускном вечере: "Не знаю, как сложится ваша судьба. Не знаю, кем вы станете. Но главное, что хочу пожелать вам – быть честными, искренними людьми, во всех ситуацих оставаться Человеком. И ещё всегда помнить, что вы – выпускники нашей 39-ой".
С тех пор прошло много лет. Что вспоминается? Да мало ли. И школьные фестивали (в 1979 году фестиваль искусств был первым и буквально потряс школу – в нём приняли участие более тысячи учеников), юморины, стенгазеты.
Но, прежде всего, вспоминаются уроки. Не просто математики, истории или литературы. Они были гораздо большим – уроками трудолюбия, порядочности, интеллигентности. Для меня школа – это её учителя. Инна Алексеевна Борзова, Лидия Дмитриевна Груздева, Нина Ивановна Меламед, Антонина Павловна Писарева, Татьяна Васильевна Шерышева. Школа – это моя первая учительница Лидия Николаевна Нефедова. По роду своей работы я сталкиваюсь сейчас с сотнями учителей и уверенно могу сказать, что наши были высочайшими профессионалами. Спасибо им.
И сегодня, оглядываясь назад, я снова и снова говорю себе, что годы учебы в школе были самой яркой страницей в жизни. Начало всему было положено здесь. И всегда своим друзьям и коллегам я с гордостью говорю: "Я – выпускник 39-ой!"
С тех пор прошло много лет. Что вспоминается? Да мало ли. И школьные фестивали (в 1979 году фестиваль искусств был первым и буквально потряс школу – в нём приняли участие более тысячи учеников), юморины, стенгазеты.
Но, прежде всего, вспоминаются уроки. Не просто математики, истории или литературы. Они были гораздо большим – уроками трудолюбия, порядочности, интеллигентности. Для меня школа – это её учителя. Инна Алексеевна Борзова, Лидия Дмитриевна Груздева, Нина Ивановна Меламед, Антонина Павловна Писарева, Татьяна Васильевна Шерышева. Школа – это моя первая учительница Лидия Николаевна Нефедова. По роду своей работы я сталкиваюсь сейчас с сотнями учителей и уверенно могу сказать, что наши были высочайшими профессионалами. Спасибо им.
И сегодня, оглядываясь назад, я снова и снова говорю себе, что годы учебы в школе были самой яркой страницей в жизни. Начало всему было положено здесь. И всегда своим друзьям и коллегам я с гордостью говорю: "Я – выпускник 39-ой!"