Меню сайта

Эссе «Современное дошкольное образование – новые возможности»

«Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения.

Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.

А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно».

В.А. Сухомлинский

Трудно не согласиться с высказыванием Василия Александровича Сухомлинского.Речь нужна человеку всегда, это средство выражения мысли и общения между людьми, она являетсяодним из важных приобретений в дошкольном возрасте. В этот период происходит становление, развитие всех сторон речи и овладение коммуникативными навыками. В настоящее время число детей с речевыми нарушениями стремительно растёт. В связи с постоянными изменениями в образовательных стандартах и методиках работы, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и навыки, в этом помогают новые возможности в современном дошкольном образовании.

За время моей работы, в должности учителя-логопеда, дошкольное образование постоянно изменяется и совершенствуется. В образовательном процессе применяются современные технологии,используется принцип индивидуального подхода, а такжев приоритете взаимодействие с родителями и командная работа  всех участников образовательного процесса. Поэтому, считаю, для выполнения поставленных задач и достижения ребёнком целевых ориентировпедагогунужно обладать высоким профессионализмом. Моя профессия достаточно энергозатратна и требует высокой эмоциональной вовлеченности и терпения, в тоже время положительная динамика коррекционной работы и благодарность родителей вдохновляют на дальнейшие победы. Я постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещаю курсы повышения квалификации, осваиваю современные технологии, участвую в методических объединениях, транслирую опыт на различных уровнях, что способствует развитию педагогических компетенций.

На сегодняшний день я могу использовать в практике инновационные технологии, и это большой плюс. Несомненно, в моём арсенале имеется накопленный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.Но за годы трудовой деятельности вижу, что дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. В настоящее время у педагогов есть возможность использовать различные современные технологии, чтобы процесс обучения был более познавательным и интересным для детей. Обратимся к  некоторым из них.

Информационно-коммуникативные технологии помогают подобрать и даже самостоятельно создать доступный речевой материал, необходимый как для индивидуальных занятий с детьми, так и для работы в группах. Использую мультимедиа, компьютерные тематические презентации и логопедические игры. Данные формы работы позволяют преподносить информацию в игровой форме, развивать познавательную активность и исследовательские способности. Важно учитывать индивидуальные особенности здоровья каждого ребёнка и санитарные нормы.

Несомненно, игра – основной вид деятельности и приоритетное направление у детей дошкольного возраста. Мои занятия – это всегда игра, но игра целенаправленная, за которой скрывается серьезная коррекционная работа. Применяя элементы кинезиологических упражнений в работе  с детьми, корректирую не только речевые нарушения, но и  проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой.

При взаимодействии с родителями использую современные формы работы: онлайн-консультации, мультимедийные презентации, видеоматериалы с упражнениями. Для меня это возможность не только оказать коррекционную помощь детям, но и дать возможность родителям видеть процесс обучения и принимать непосредственное участие.

В своей практике я всё чаще использую технологию проектирования, которая вовлекает родителей в совместную деятельность и объединяет всех участников образовательного процесса.Такое партнерство помогает добиться лучших результатов быстрее и эффективнее, чем работа только одного специалиста.

Нужно помнить, что современные инновационные технологии, хороши не сами по себе, а лишь как дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям.

В настоящее время в Ярославской области происходят большие изменения в современном дошкольном образовании – объединение дошкольных образовательных учреждений и школ в образовательные комплексы.  Как это затрагивает меня как учителя-логопеда?  Существует система непрерывного образования и реализация принципов преемственности, то есть так называемый «мягкий переход»: дети дошкольных групп знакомятся с учителями начальной школы, участвуют в совместных праздниках и занятиях с учениками начальных классов. Это облегчает адаптацию к школе и снимает барьеры при переходе в первый класс. Совместная работа педагогов в комплексе также позволит в дальнейшем сопровождать ребёнка на следующем этапе образования. Пройдя через небольшой практический опыт работы в комплексе, можем видеть некоторые проблемы и недочёты:  нет соответствия в графиках работы учителей и специалистов дошкольного учреждения, режимов  и расписания, для проведения совместных мероприятий и праздников с детьми. Часто педагогами начальных классов готовность к школе ребёнка рассматривается как определённый багаж полученных знаний и умений, тем самым учителя предъявляют к детям завышенные требования, несмотря на точто основным видом деятельности у дошкольников является игра. В этом случае отсутствует плавный переход. Верю, что будущее образования зависит от способности специалиста адаптироваться к изменениям, сохраняя при этом фундаментальные ценности педагогики.

В заключение хочу отметить, что современное дошкольное образование – это синтез традиций и инноваций, профессионализма педагога и современных технологий, индивидуального подхода и взаимодействия всех участников образовательного процесса. Только такой комплексный подход позволяет обеспечить полноценное развитие каждого ребёнка и подготовить его к успешному обучению в школе.